Анализ банковского сектора за 2024 год
ООО «Ahbor-reyting» представляет Вашему вниманию очередной 78 номер ежеквартального бюллетеня – Аналитический обзор банковского сектора Узбекистана по итогам IV квартала 2024 года, который является эксклюзивным продуктом рейтингового агентства ООО “Ahbor-Reyting” и основывается на специально разработанной методике и содержит комплексный анализ банковского сектора Республики Узбекистан, как в целом, так и непосредственно в разрезе банков с разбивкой по группам в зависимости от размеров банковских активов.

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР
В Узбекистане реформа банковской системы вышло на решающий этап, о чем свидетельствует принятый Президентом Республики Узбекистан Указ от 12 мая 2020 года №ПФ-5992 «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 года». Основной задачей в Указе, поставленной перед коммерческими банками, является капитализация их и приватизация банков с Государственной долей, преимущественно иностранным инвесторам.
В последние месяцы одновременно со снижением общей инфляции в экономике формируются разнонаправленные инфляционные факторы. Сохранение высоких инфляционных ожиданий, несмотря на ожидаемое в следующих кварталах уменьшение влияния прошлогодней либерализации цен на энергию, требует поддержания относительно жестких денежно-кредитных условий.
Принятое решение направлено на возвращение показателей базовой инфляции и инфляционных ожиданий к устойчивой траектории снижения, а также создание достаточных условий для достижения 5% таргета инфляции в среднесрочной перспективе.
Общая инфляция, с октября 2024 года перешла в нисходящий тренд и в декабре составила 9,8% в годовом исчислении. Данный тренд можно рассматривать как проявление укрепления стабилизации цен. К концу 2024 года рост цен на три четверти товаров и услуг в потребительской корзине замедлился по сравнению с 2023 годом.
В то же время базовая инфляция в декабре немного ускорилась, достигнув 7,2%. При этом формирование базовой инфляции услуг и непродовольственных товаров на относительно высоком уровне указывает на наличие про инфляционных факторов, связанных не только с предложением, но и с увеличением совокупного спроса
В экономике сохраняется высокий уровень потребительской и инвестиционной активности, характерный для 2023–2024 годов. В частности, значительный рост заработных плат и объёма трансграничных денежных переводов в 2024 году способствовал увеличению реальных доходов населения. На фоне высокой экономической активности это может иметь поддерживающее влияние на совокупный спрос и оказывать повышательное давление на базовую инфляцию в ближайшие месяцы.
В ноябре-декабре 2024 года наблюдался рост инфляционных ожиданий населения и предпринимателей, связанный с проявлением факторов предложения сезонного характера. Дальнейшее ослабление данного влияния на инфляцию, относительно жесткие денежно-кредитные условия и обеспечение макроэкономической стабильности будут способствовать снижению инфляционных ожиданий. Согласно обновленным прогнозам, к концу 2025 года общая инфляция ожидается на уровне 7-8%. Исчерпание первичных эффектов прошлогодней либерализации цен энергоресурсов приведет к значительному снижению общего уровня инфляции в конце второго квартала. Вместе с тем, в 2025 году, из-за смещения срока реализации следующего этапа данной реформы на один месяц по сравнению с 2024 годом, ожидается временное повышение общего уровня инфляции в апреле.
Уровень вторичного влияния данных изменений на базовую инфляцию будет важным фактором, определяющим направление денежно-кредитных условий в будущем. Благодаря продолжению высокой экономической активности, в 2025 году темпы роста валового внутреннего продукта прогнозируется около 6%. Рост частных инвестиций будет поддерживать экономический рост, способствуя увеличению предложения товаров и услуг.
Вместе с тем, в ближайшие кварталы риски роста цен определенных продовольственных товаров на мировых рынках могут оказать инфляционное давление через импортные цены. В последние месяцы 2024 года наблюдалось некоторое укрепление реального эффективного обменного курса, носящее краткосрочный характер, обусловленное обесценением валют некоторых торговых партнеров и более высоким уровнем инфляции по сравнению с ними. Во второй половине 2025 года с замедлением инфляции, ожидается приближение реального эффективного обменного курса к уровню своего среднесрочного тренда.
Предполагаемое в 2024 году улучшение сальдо счета текущих операций и предположения касательно стабильной макроэкономической ситуации в странах торговых партнерах, вместе с отсутствием значимых рисков со стороны внутренних факторов, влияющих на обменный курс, формируют ожидания сбалансированных тенденций на внутреннем валютном рынке в среднесрочной перспективе.
Уровни процентных ставок на денежном рынке и доходности государственных ценных бумаг указывают на формирование относительно жестких денежно-кредитных условий. Реальные процентные ставки в экономике способствуют усилению склонности населения к сбережению.
В результате сохранения уровня жесткости денежно-кредитных условий умеренный рост объемов кредитования и высокие темпы роста депозитов в дальнейшем будут продолжать уравновешивать совокупный спрос и способствовать снижению влияния монетарных факторов на инфляцию.
Принимая во внимание вышеуказанные факторы, в целях обеспечения среднесрочной стабильности цен, правление Центрального банка приняло решение сохранить основную ставку без изменений, на уровне 13,5% годовых. Центральный банк продолжит формирование денежно-кредитных условий на достаточном уровне жесткости для обеспечения устойчивого снижения инфляции до 5% таргета в среднесрочной перспективе. В случае возникновения вероятности и оснований усиления повышательного давления на совокупный спрос и цены в экономике по сравнению с ожидаемым уровнем, жесткость денежно-кредитных условий может быть пересмотрена.
По итогам 2024 года, основные финансовые показатели банковского сектора продемонстрировали стабильные темпы роста. Так, в частности, банковские активы увеличились относительно итогов аналогичного периода прошлого года на 18% и на конец 2024 года, составили 769,3 трлн. сумов. В том числе, чистый объем кредитных вложений коммерческих банков увеличились на 13% относительно итогов 2023 года и по итогам 2024 года составили 533,12 трлн.сум. Необходимо отметить, что в течении анализируемого периода, коммерческие банки внесли значительный вклад в создание благоприятной деловой среды для дальнейшего укрепление малого бизнеса.
В результате этого, объем выданных кредитов на развитые предпринимательства по итогам 2024 года увеличился на 19% по сравнению с итогов аналогичного периода предыдущего год и составил 19,52 трлн. сум (в 2023 г.: 16,39 трлн. сум). Вместе с увеличением активов банковского сектора, в течении анализируемого периода одновременно увеличились и депозитные услуги. Динамика роста депозитной базы банков показала, значительный темп роста. Так, по итогам 2024 года, объем совокупных депозитов в коммерческих банках увеличился на 28% по сравнению с итогами аналогичного периода прошлого года и достиг 308,69 трлн. сум. По итогам 2024 года объём вкладов физических лиц вырос на 41,78%, а юридических лиц увеличились на 19,91% по сравнению с итогами 2023 года.
По итогам 2024 года, совокупный капитал отечественной банковской системы увеличился на 18% и составил 114,79 трлн. сум. По итогам 2024 года, среди банков не выполнивший минимальное требование к акционерному капиталу, установленное регулятором, является Янги банк, ДБ «Садерат» Иран и АО «Пойтахт банк».
В целом, достигнутые по итогам 2024 года, уровни основных индикаторов деятельности отечественной банковской системы таких как: достаточность совокупного капитала банков, ликвидность банков, динамика объема депозитов, изменение объема кредитных вложений полностью соответствуют оценке высокого уровня.
Центральным банком Республики Узбекистан Методика расчета золотовалютных резервов ведется в соответствии со стандартами Международного валютного фонда. Золотовалютные резервы состоят из валютных активов и монетарного золота в слитках. В целях эффективного управления Центральным банком ведется раздельный учет как валовых, так и чистых золотовалютных резервов По итогам 2024 года чистый объем золотовалютных резервов Республики Узбекистан увеличились на 19,14% по сравнению с итогами 2023 года и составил 41,2 млрд.долл.США. В частности, резервы в иностранной валюте 8,60 млрд. долл. США, и в чистом золоте 32,0 млрд.долл.США. увеличение международных резервов формировался в основном за счет роста цены на золото.
В Республике довольно широко развито система безналичных расчетов. Так по состоянию на 1 января 2025 года через межбанковскую платежную систему проведено платежей в количестве 6 370 202 на сумму 754 391,11 млрд.сум, из них 68,68% платежей осуществлена мемориальным ордерам, 40,91% составили платежными поручениями. Так, общего количества платежей по сравнении с соответствующим периодом прошлого года, платежей возросла на 31,64%.
Развитие безналичных расчетов на основе пластиковых карт в национальной валюте привело к росту количества выпускаемых в обращение пластиковых карточек, а также суммы безналичных платежей, осуществляемых через платежные терминалы, инфо киоски и банкоматы. Необходимо отметить, что внедрение в расчетах платежную систему «HUMO» также способствовало к росту общего количество выпущенных пластиковых карт. Так по состоянию на 1 января 2025 года, количество выпущенных в обращение пластиковых карт увеличились на 15,82% по сравнению на 1 января 2024 года, и составило порядка 53,51 млн. штук. Вмести с этим, на 1 января 2025 года общее количество установленных терминалов в торговых точках и предприятиях сервиса составило более 426 225 тыс. штук. По состоянию 1 января 2025 года общее количество установленных банкоматов и инфокиосков (в том числе: ГУП Рз Инкассация и Платежные организации) составило более 29 909 штук. Из-за широкого применения пластиковых карт при оплате за ТМЦ, услуги, транспорта и т.д., по состоянию на 1 января 2025 года средств через платежные терминалы составил 326 739,2 млрд.сум. или рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 28,27%.