Методология и шкала рейтинга

МЕТОДОЛОГИЯ ПРИСВОЕНИЯ РЕЙТИНГОВ

I. Общие положения
Методология рейтинга лизинговых компаний разработана Рейтинговым агентством «Ahbor-Reyting» в соответствии с Законом Республики Узбекистан №756-I от 14 апреля 1999 года “О лизинге”, Указом Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2002 года №УП-3122 “О мерах по дальнейшему стимулированию развития лизинговой деятельности”, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 199 от 26 апреля 2004 года “О мерах по дальнейшему развитию лизинговых услуг”, Положением Центрального банка Республики Узбекистан №327 от 07 мая 1999 года “О порядке проведения финансового лизинга банками Республики Узбекистан”, Постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан от 21 мая 2011 года «О мерах по дальнейшему развитию и упорядочению лизинговых услуг в Республике Узбекистан» и  другими законодательными актами Республики Узбекистан с целью обеспечения  дальнейшего развития и совершенствования лизинговой деятельности, повышения уровня и качества оказываемых лизинговых услуг, внедрения эффективных методов оценки деятельности лизинговых компаний соответствующих международным стандартам и критериям, усиления их ответственности за конечные результаты выполненных работ, а также развития конкурентоспособности в сферах небанковских финансовых услуг.
Рейтинг лизинговых компаний представляет собой мнение Рейтингового агентства “Ahbor-Reyting” относительно кредитоспособности и уровня кредитных рисков рейтингуемой лизинговой компании.
Рейтинги лизинговых компаний имеют важное значение при выборе лизинговых компаний и их продуктов потребителями, а также в процессе принятия решений со стороны потенциальных инвесторов и кредиторов лизинговых компаний.
Наличие рейтинга, в значительной степени повысит прозрачность деятельности лизинговой компании, а также предоставит лизинговой компании уникальную возможность для укрепления своей позитивной репутации на рынке и расширения числа потенциальных клиентов, а также обеспечит независимое и объективное подтверждение своих рыночных позиций.
Присвоенный лизинговой компании рейтинг по национальной рейтинговой шкале действителен в течение одного года с момента его присвоения. Рейтинг лизинговой компании может быть отозван рейтинговым агентством “Ahbor-Reyting” и до истечения годичного срока его действия по результатам ежеквартально проводимого агентством мониторинга присвоенного лизинговой компании рейтинга, в случае: появления признаков резкого ухудшения финансового состояния, выявления фактов систематического нарушения лизинговой компанией требований законов Республики Узбекистан, нормативных актов и предписаний контролирующих органов государства, значительного ухудшения качества предоставляемых лизинговой компанией услуг и наличием большого количества претензий со стороны клиентов лизинговой компании.
II. Методология рейтинга лизинговых компаний.
Методика рейтинга лизинговых компаний основывается на анализе факторов, характеризующих различные аспекты деятельности лизинговых компаний и связанные с ними риски невыполнения взятых на себя обязательств. Накопленный РА “Ahbor-Reyting” опыт показывает, что анализ только финансовых показателей деятельности не всегда позволяет получить достоверную оценку рейтинга кредитоспособности  и прогнозировать финансовую надежность компании в дальнейшем. Поэтому аналитический подход, применяемый РА “Ahbor-Reyting”  в методике рейтинга,  включает, помимо количественного анализа, углубленный качественный анализ деятельности лизинговой компании и его окружающей среды.
Настоящая методика рейтинга лизинговых компаний разработана РА “Ahbor-Reyting” с учетом общепринятых норм, стандартов и критериев оценки деятельности лизинговых компаний, применяемых ведущими международно-признанными рейтинговыми агентствами, и основана на всестороннем анализе качественных и количественных факторов, оказывающих существенное влияние на финансовую устойчивость лизинговой компании. В соответствии с настоящей методикой рейтинга лизинговых компаний, ключевым моментом процедуры анализа деятельности лизинговой компании является изучение и оценка уровней существующих в деятельности лизинговой компании кредитного, рыночного, ликвидного, операционного, валютного, репутационного и др. рисков, а также эффективности управления указанными рисками.
Факторы, оказывающие существенное влияние на финансовую устойчивость лизинговой компании, анализируются по трём основным направлениям:
1.Внешние рейтинговые факторы – “Экономическая и операционная среда лизингового сектора”;
2.Внутренние рейтинговые факторы – “Экономическое состояние лизинговой компании”; 
3.Внутренние рейтинговые факторы — “Рыночные позиции и перспективы роста лизинговой компании”.
Внешние рейтинговые факторы – «Экономическая и операционная среда деятельности лизингового сектора»  включает ряд аспектов, напрямую связанных со средой, в которой работает лизинговая компания и могут оказать существенное воздействие на уровень ее деятельности.
Важнейшие из этих аспектов перечислены ниже:
• объем и состояние экономики, а также перспективы будущего экономического роста;
• структурные проблемы, с которыми сталкивается экономика (например, высокая инфляция и др.);
• общая структура лизингового сектора, относительная доля в нем различных лизинговых компаний, степень концентрации рынка, недавние сделки, направленные на консолидацию рынка лизинговых продуктов и услуг;
• конкурентные позиции рейтингуемой лизинговой компании внутри лизингового сектора, её доля на рынках основных лизинговых продуктов и услуг, способность лизинговой компании влиять на уровень цен, уровень конкуренции со стороны других лизинговых компаний или других небанковских финансовых учреждений;
• нормативная среда, в том числе роль надзорных органов, качество надзора, требования к отчетности, нормативное регулирование деятельности лизинговых компаний и отдельных видов типов финансовых продуктов  реализуемых  лизинговыми  компаниями своим клиентам.
Анализ этих аспектов позволяет классифицировать и выделять их в отдельные параметры, оценивающие среду деятельности лизинговой системы:

  1. Динамика роста экономических показателей страны;
  2. Оценка состояния и перспектив роста сектора лизинговых услуг;
  3. Динамика роста экономических показателей сектора лизинговых услуг;
  4. Регулятивная среда и поддержка государства.

РА “Ahbor-Reyting” анализирует степень диверсификации операций лизинговой компании по географическому и отраслевому признакам, а также исследует  разнообразие линейки продуктов и типов услуг, предлагаемых и оказываемых лизинговой компанией своим клиентам, и способность лизинговой компании к разработке и реализации новых продуктов.  При расчете уровня рейтинга лизинговой компании в расчет также принимается прочность положения лизинговой компании на отечественном рынке, а также способность лизинговой компании защищать свои ранее завоеванные рыночные позиции и проникать в новые сегменты рынка.
Исходя из этих позиций РА “Ahbor-Reyting”  выделил следующие параметры:

  1. Внутреннего рейтингового фактора — “Экономическое состояние лизинговой компании”:

В состав данного рейтингового фактора включены следующие параметры:
2.1. Динамика показателей деятельности лизинговой компании по годам и кварталам;
2.2.Оценка системы управления лизинговой компании;
2.3.Оценка финансового результата деятельности лизинговой компании;
2.4.Оценка надежности и устойчивости лизинговой компании, включая оценку:
-Достаточности капитала лизинговой компании;
-Ликвидности лизинговой компании;
-Качества активов лизинговой компании.

  1. Внутреннего рейтингового фактора — “Рыночные позиции и перспективы роста лизинговой компании” позволяет провести сравнение деятельности различных лизинговых компаний. Использование финансовых параметров и показателей по оценке текущей и прошлой  финансовой деятельности позволяет определить, на сколько достоверно соответствует действительности положение рейтингуемой лизинговой компании среди других лизинговых компаний, в том числе и по надзорно — нормативным и рекомендательным документам.

В состав данного рейтингового фактора включены следующие параметры:

1.1. Соотношение показателей лизинговой компании с показателями лизингового сектора;
1.2. Динамика показателей лизинговой компании по отношению к показателям лизингового сектора;
1.3. Динамика показателей лизинговой компании по отношению к показателям прошлого года;
1.4. Уровень прозрачности деятельности лизинговой компании;
1.5. Масштабность финансовой деятельности лизинговой компании;
3.6. Рентабельность деятельности лизинговой компании;
3.7. Оценка стоимости капитала лизинговой компании.

В выбранных оценочных параметрах и показателях каждого рейтингового фактора  Методики рейтинга лизинговых компаний включены используемыми надзорными органами параметры и показатели не только на основе банковских принципов (Базельские соглашения, CAMELS) к проведению анализа организаций, но и другими учреждениями, специализирующие в области анализа и оценки деятельности  лизинговых компаний.

Используемые в Методике рейтинга лизинговых компаний РА “Ahbor-Reyting”  параметры и показатели качественных и финансовых рейтинговых факторов лизинговых компаний  максимально приближены(с учетом действующей нормативно-правовой базы) к параметрам и показателям используемым ведущими международными рейтинговыми агентствами Moody’s Investors Service (Moody’s), Standard & Poor’s (S&P) и Fitch Ratings(Fitch)  для анализа и рейтинговой оценки  деятельности лизинговых компаний.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКАЛА КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
Описание национальной рейтинговой шкалы

Уровень
рейтинга

ОПИСАНИЕ

uzA++

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzA++» обозначает НАИВЫСШИЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности, отражающий самый низкий уровень кредитного риска относительно других лизинговых компаний. Настоящий рейтинг выставляется лизинговой компании, c “наивысшей” способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, депозиторами и инвесторами. Это — самый высокий рейтинг кредитоспособности лизинговой компании по национальной шкале.

uzA+

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzA+» обозначает ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности, отражающий очень низкий уровень кредитного риска в деятельности лизинговой компании. Настоящий рейтинг выставляется лизинговой компании с очень высокой способностью и потенциалом для своевременного и полного выполнения своих финансовых обязательств перед кредиторами, депозиторами и инвесторами.

uzA

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzA» обозначает ВЫСОКИЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности, отражающий низкий уровень кредитного риска в деятельности лизинговой компании. Способность лизинговой компании своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства оценивается высокой, относительно других лизинговых компаний, имеющих более низкий рейтинг. Однако, изменения коммерческих, финансовых и экономических условий могут повлиять на способность лизинговой компании выполнять свои финансовые обязательства в большей степени, по сравнению с лизинговыми компаниями, имеющими более высокий рейтинг.

uzВ++

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzВ++» обозначает ПРИЕМЛЕМЫЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Лизинговая компания обладатель рейтинга «uzВ++» характеризуется высокой способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства по сравнению с другими лизинговыми компаниями имеющими более низкий рейтинг. Однако, изменения коммерческих, финансовых и экономических условий с большей вероятностью могут повлиять на способность лизинговой компании своевременно и в полном объеме погашать финансовые обязательства, чем лизинговые компании с рейтингами уровня “uzА”.

uzВ+

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzB+» обозначает ДОСТАТОЧНЫЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Лизинговая компания обладатель рейтинга “uzB+” в настоящее время своевременно и полностью выполняет свои финансовые обязательства. Однако, её надежность и кредитоспособность более чувствительна к изменениям в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем лизинговые компании с более высоким уровнем рейтинга.

uzВ

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzB» обозначает УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Лизинговая компания обладатель рейтинга “uzB” в настоящее время своевременно и полностью выполняет свои финансовые обязательства, однако их “запас доверия” ограничен и способность лизинговой компании продолжать своевременные выплаты зависит от устойчивой и благоприятной бизнес среды и экономической ситуации.

uzС++

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzС++» обозначает СРАВНИТЕЛЬНО НИЗКИЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Лизинговая компания обладатель рейтинга «uzС++» располагает определенными возможностями для повышения доверия и улучшения своей кредитоспособности. Способность лизинговой компании своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства зависит исключительно от благоприятности и стабильности коммерческих, финансовых и экономических условий.

uzС+

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzC+» обозначает НИЗКИЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Способность лизинговой компании в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства зависит исключительно от устойчивого и благоприятного развития бизнес среды и экономической ситуации.

uzС

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzC» обозначает ОЧЕНЬ НИЗКИЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Способность лизинговой компании погашать свои финансовые обязательства полностью зависит от устойчивого и благоприятного развития бизнес среды и экономической ситуации.

uzD

Рейтинг лизинговой компании на уровне «uzD» обозначает НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ уровень доверия к ее деятельности и кредитоспособности. Вероятность наступления дефолта или частичной несостоятельности лизинговой компании по выполнению своих финансовых обязательств оценивается чрезвычайно выс