
Анализ банковского сектора
ООО «Ahbor-reyting» представляет Вашему вниманию очередной 71 номер ежеквартального бюллетеня – Аналитический обзор банковского сектора Узбекистана по итогам I квартала 2023 года, который является эксклюзивным продуктом рейтингового агентства ООО “Ahbor-Reyting” и основывается на специально разработанной методике и содержит комплексный анализ банковского сектора Республики Узбекистан, как в целом, так и непосредственно в разрезе банков с разбивкой по группам в зависимости от размеров банковских активов.
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР
В Узбекистане реформа банковской системы вышло на решающий этап, о чем свидетельствует принятый Президентом Республики Узбекистан Указ от 12 мая 2020 года № ПФ-5992 «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 года». Основной задачей в Указе, поставленной перед коммерческими банками, является капитализация их и приватизация банков с Государственной долей, преимущественно иностранным инвесторам.
В экономике сохраняется стимулирующее влияние внутренних и внешних факторов со стороны спроса. Повышенный внешний инфляционный фон вместе с ростом доходов населения отразился в относительно более сильной динамике базовой инфляции в последние месяцы. Текущий уровень основной ставки оценивается как достаточный для сохранения умеренно жестких денежно-кредитных условий в экономике. Исходя из складывающих условий и характера фискальной политики, в ближайшие кварталы допускается необходимость принятия дополнительных мер по сбалансированию совокупного спроса и предложения.
В последние кварталы наблюдается устойчиво высокая динамика экономического роста. Основным драйвером со стороны спроса стал рост совокупного потребления при относительно умеренной инвестиционной активности. По итогам 2022 года, темпы роста ВВП сформировались вблизи октябрьского прогноза Центрального банка, и составили 5,7%.
Несмотря на ожидаемую относительную умеренность фискальных стимулов в текущем году, все еще сохраняется значительное стимулирующее воздействие отложенных эффектов высокого фискального дефицита в предыдущие 3 года на совокупный спрос. Сохранение стабильности на рынке труда, рост заработных плат и значительные объемы трансграничных денежных переводов способствует росту спроса на товары длительного пользования, а также на недвижимость, что, в свою очередь, отражается в росте цен в данных сегментах.
В целом, формирование благоприятных тенденций в экономической активности в ближайшие кварталы будет зависеть от стабильности факторов предложения. В то же время проявляются некоторые краткосрочные риски со стороны предложения в связи с аномальными погодными условиями, которые могут оказать влияние на объемы производства и поставок некоторых видов товаров. В течение 2022 года экономика адаптировалась к внешним условиям. Влияние внешнеэкономических рисков оказалось относительно краткосрочным и менее существенным по сравнению с первоначальными оценками, что отразилось в росте валютных поступлений от экспорта и трансграничных денежных переводов. Одновременно с ожиданиями благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках, сохраняется высокий уровень неопределенности и рисков, связанных с ухудшением прогнозов роста глобальной экономики и экономик основных торговых партнеров.
В течение 2022 года рост цен происходил по широкому набору товаров, что отразилось в ускорении общего уровня годовой инфляции до 12,3%. Показатель базовой инфляции в течение последнего полугодия также проявлял устойчиво растущую динамику достигнув 13,8% к концу года, что вместе с относительно высокой динамикой индекса цен производителей является сигналом к дальнейшему возрастанию инфляционного давления. Инфляционные ожидания в последние три месяца также демонстрируют умеренный рост. Их направленность повышает вероятность смещения инфляционных рисков в сторону возрастания. Вместе с тем, по мере адаптации мировой экономики к происходящим изменениям, и с учетом ужесточения денежно-кредитных политик со стороны центральных банков, в мире ожидается ослабление глобальных инфляционных процессов. К тому же, относительное снижение динамики мировых биржевых цен на основные продовольственные товары и относительно стабильная динамика обменного курса рассматриваются как факторы, сдерживающие инфляционные процессы. Со второй половины 2022 года темпы роста кредитных вложений в экономику незначительно ускорились за счет увеличения кредитования в национальной валюте. В структуре кредитного портфеля наблюдается тенденция значительного роста розничных кредитов населению.
Под влиянием положительных реальных процентных ставок высокими темпами растут депозиты, в том числе вклады населения.
В целом, со второй половины прошлого года наблюдаются структурные изменения в характере финансирования экономики. В частности, ускорился переход банков в своей деятельности к большему использованию внутренних источников финансирования. Это, в свою очередь, одновременно с мобилизацией имеющихся финансовых ресурсов, способствовало снижению уровня долларизации экономики. Ожидается, что в текущем году этот процесс продолжится.
В соответствии с обновленными прогнозами макроэкономического развития, велика вероятность некоторого замедления ВВП в I квартале т.г. По итогам 2023 года, рост экономики оценивается в 4,5-5%. Согласно базовому сценарию, ожидаемый уровень инфляции в 2023 году составит 8,5-9,5%.
Денежно-кредитную политику, с одной стороны, может ограничивать повышательный тренд базовой инфляции и структурные изменения в экономике, а с другой – риски внешнеэкономических условий и факторы предложения Центральный банк продолжит внимательно оценивать влияние денежно-кредитных условий на спрос, цены и инфляционные ожидания.
Принимаемые меры будут направлены на обеспечение баланса спроса и предложения, формирование инфляции в диапазоне прогнозного коридора и достижение среднесрочного таргета – 5%.
При необходимости совместно с профильными министерствами и ведомствами дополнительно будут разрабатываться и приниматься меры по снижению немонетарных факторов инфляции, устранению сбоев в цепочках поставок и обеспечению необходимых объемов предложения.
По итогам IV квартала 2022 года, основные финансовые показатели банковского сектора продемонстрировали стабильные темпы роста. Так, в частности, банковские активы увеличились относительно итогов аналогичного периода прошлого года на 23% и по итогам IV квартала 2022 года, составили 556,75 трлн.сумов.
В том числе, чистый объем кредитных вложений коммерческих банков увеличились на 18% относительно итогов IV квартала 2021 года и по итогам IV квартала 2022 года составили 490,04 трлн.сум. Необходимо отметить, что в течении анализируемого периода, коммерческие банки внесли значительный вклад в создание благоприятной деловой среды для дальнейшего укрепление малого бизнеса. В результате этого, объем выданных кредитов на развитые предпринимательства по итогам 2022 года увеличился на 26,96% по сравнению с итогов аналогичного периода предыдущего год и составил 14,6 трлн. сумов (в 2021г.: 11,3 трлн. сумов). Вместе с увеличением активов банковского сектора, в течении анализируемого периода одновременно увеличились и депозитные услуги. Динамика роста депозитной базы банков показала, значительный темп роста. Так, в итоге, на конец 2022 года, объем совокупных депозитов в коммерческих банках увеличился на 37% по сравнению с итогами аналогичного периода прошлого года и достиг 216,74 трлн. сум. По итогам 2022 года объём вкладов физических лиц вырос на 69,20%, юридических лиц на 29,21% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года.
На конец 2022 года, среди банков не выполнивший минимальное требование к акционерному капиталу, установленное регулятором, является АКБ “Узагроэкспортбанк” и ДБ «Садерат».
В целом, достигнутые по итогам 2022 года, уровни основных индикаторов деятельности отечественной банковской системы таких как: достаточность совокупного капитала банков, ликвидность банков, динамика объема депозитов, изменение объема кредитных вложений полностью соответствуют оценке высокого уровня.
Центральным банком Республики Узбекистан Методика расчета золотовалютных резервов ведется в соответствии со стандартами Международного валютного фонда. Золотовалютные резервы состоят из валютных активов и монетарного золота в слитках. В целях эффективного управления Центральным банком ведется раздельный учет как валовых, так и чистых золотовалютных резервов. В течение 2022 года чистый объем золотовалютных резервов Республики Узбекистан увеличился на 1,85% по сравнению с итогам 2021 года и составил 35,35,77 млрд.долл.США. В частности, резервы в иностранной валюте 11,64 млрд. долл. США, и в чистом золоте 23,06 млрд.долл.США. Рост международных резервов формировался в основном за счет роста цены на золото.
В Республике довольно широко развито система безналичных расчетов. Так на 1 января 2023 года через межбанковскую платежную систему проведено платежей в количестве 6 427 484 на сумму 434 475,97 млрд.сум, из них 68,01% платежей осуществлена мемориальным ордерам, 31,68% составили платежными поручениями.
Так, общего количества платежей по сравнении с соответствующим периодом прошлого года, платежей возросла на 19,39%. В связи с объявлением Карантина из-за Пандемии банками было предложено своим клиентам дистанционное обслуживание, что способствовало популяризации и к росту пользователей систем дистанционного банковского обслуживания, которое разделяется на Банк клиент и Интернет-банкинг. Так на 1 января 2023 года количество пользователей систем дистанционного банковского обслуживания составил 30 000 914 ед. в т.ч. юридические лица 1 157 045 ед. и физические лица 28 843 869 ед. или возросла по сравнению с итогами 2021 года на 14,85%.
Развитие безналичных расчетов на основе пластиковых карт в национальной валюте привело к росту количества выпускаемых в обращение пластиковых карточек, а также суммы безналичных платежей, осуществляемых через платежные терминалы, инфо киоски и банкоматы. Необходимо отметить, что внедрение в расчетах платежную систему «HUMO» также способствовало к росту общего количество выпущенных пластиковых карт. Так по состоянию на 1 января 2023 года, количество выпущенных в обращение пластиковых карт увеличились на 26,15% по сравнению с итогами 2021 года, и составило порядка 34,19 млн. штук. Вмести с этим, по итогам 2022 года общее количество установленных терминалов в торговых точках и предприятиях сервиса составило более 434 018 тыс.штук. По итогам 2022 года общее количество установленных банкоматов и инфокиосков составило более 20 379 штук. Из-за широкого применения пластиковых карт при оплате за ТМЦ, услуги, транспорта и т.д., за 2022 года поступление средств через платежные терминалы составил 177671,01 млрд.сум. или рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 59,87%.