Анализ банковского сектора

Анализ банковского сектора

ООО «Ahbor-reyting» представляет Вашему вниманию очередной 73 номер ежеквартального бюллетеня – Аналитический обзор банковского сектора Узбекистана по итогам III квартала 2023 года, который является эксклюзивным продуктом рейтингового агентства ООО “Ahbor-Reyting” и основывается на специально разработанной методике и содержит комплексный анализ банковского сектора Республики Узбекистан, как в целом, так и непосредственно в разрезе банков с разбивкой по группам в зависимости от размеров банковских активов.

 

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

В Узбекистане реформа банковской системы вышло на решающий этап, о чем свидетельствует принятый Президентом Республики Узбекистан Указ от 12 мая 2020 года № ПФ-5992 «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 года». Основной   задачей в Указе, поставленной перед коммерческими банками, является капитализация их и приватизация банков с Государственной долей, преимущественно иностранным инвесторам.

Основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие годы содержат ответные меры реагирования на изменение внешних и внутренних условий, меры по развитию операционного механизма, исследования взаимосвязей в экономике, и в целом отражают видение Центрального банка относительно текущей и ожидаемой макроэкономической ситуации. С учетом высокой неопределенности экономического развития внешнеторговых партнеров, ситуации на сырьевых и финансовых рынках, а также темпов реализации структурных реформ, направления макроэкономического развития на последующие годы были разработаны на основе сценариев.

Во всех сценариях макроэкономического развития основной целью Центрального банка является обеспечение ценовой и финансовой стабильности. В качестве условий основного сценария было определено отсутствие резких изменений в развитии внешнеэкономической ситуации и активное продолжение структурных реформ в ближайшие годы, при этом дальнейшее увеличение неопределенности и возникновение рисков и шоков во внешних условиях являются главными предпосылками альтернативного сценария.

При разработке основного сценария закладывалась реализация макроэкономических коррекций в последующие годы, т.е. переход структурных реформ в энергетике, транспорте, сельском и водном хозяйстве в активную фазу и логическое завершение некоторых из них, начало фискальной консолидации и сокращение общего фискального дефицита по сравнению с 2023 годом, снижение доли государства в экономике. В результате ожидаются высокие темпы роста частных инвестиций и экспорта.

Согласно уточненным прогнозам в рамках этого сценария, период достижения 5 % постоянного целевого показателя инфляции приходится на вторую половину 2025 года с учетом влияния корректировок некоторых регулируемых цен на общую инфляцию, а также более длительного периода сохранения давления внешней ситуации на факторы предложения, возникшего в 2022-2023 годах.

В то же время, это решение не означает, что постоянный целевой 5% показатель был изменен, но указывает, на продление периода достижения данного таргета.

Также продление срока достижения цели, с одной стороны связано с тем, что совокупное предложение в экономике запаздывает и не в полной мере удовлетворяет внутренний потребительский спрос, а с другой, с серьезными рисками для экономической активности и финансовой стабильности в случае принятия жестких мер, направленных на ограничение совокупного спроса.

В свою очередь, это означает, что наряду с уменьшением влияния монетарных факторов, для эффективного снижения инфляции до целевого уровня необходимо дальнейшее усиление мер, направленных на увеличение совокупного предложения.

В рамках основного сценария макроэкономического развития уровень инфляции в 2024 году прогнозируется в диапазоне 8-9%. В целях сохранения инфляции в прогнозном коридоре, денежно-кредитные условия в 2024 году останутся в относительно жесткой фазе.

Прогноз инфляции может быть пересмотрен с учетом уровня корректировки регулируемых цен в 2024 году, допускается внесение соответствующих изменений в денежно-кредитные условия.

Принимая во внимание, что краткосрочное возрастающее воздействие на общую инфляцию будет значительным в период макроэкономических корректировок и структурных реформ, решения в денежно-кредитной политике в следующем году будут в первую очередь сосредоточены на снижении базовой инфляции.

С другой стороны, в ближайшие годы будет формироваться достаточная основа для сохранения понижающейся динамики базовой инфляции. В случае, если ожидаемые изменения окажут резкое влияние на инфляционные ожидания, денежно-кредитные условия будут изменены, а каждая мера будет подробно разъясняться путем усиления коммуникаций с широкой общественностью.

В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики будут продолжены меры по снижению уровня долларизации банковской системы, сокращению практики льготного кредитования, переходу к процентным ставкам, формируемым на основе рыночных принципов.

В среднесрочной перспективе динамика общей ликвидности банковской системы будет формироваться на основе операций правительства и источников их финансирования, баланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. При этом, как и в 2023 году, в 2024 году важное значение будет иметь сохранение тенденции к снижению ликвидности и ее ограничивающего инфляцию характера посредством жестких денежно-кредитных условий.

В условиях снижения ликвидности банковской системы на повестку дня может быть поставлен вопрос финансовой устойчивости, и Центральный банк рассмотрит меры по обеспечению устойчивости системы путем активного использования инструментов управления ликвидностью.

В рамках основного сценария реальный рост валового внутреннего продукта в 2024 году ожидается на уровне 5-5,7%, в 2025 году — около 5-6%, в 2026 году — около 5,5-6,5%.

Ожидается, что факторами, поддерживающими экономический рост, станут повышение инвестиционного и производственного потенциала частного сектора, высокие темпы роста прямых иностранных и внутренних инвестиций, а также экспорта.

Согласно условиям альтернативного сценарию ожидаемый в 2024 году уровень инфляции составит 9-10% с учетом дополнительного давления на внутренние цены со стороны относительно неблагоприятного формирования внешних условий по сравнению с основным сценарием.

При этом, период достижения постоянной цели сдвинется на более поздний срок, а инфляция составит в 2025 году около 7-8% и снизится до 5% к концу 2026 года. В этом сценарии основным фактором поддержки экономической активности станут фискальные стимулы. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе реальный рост ВВП может оказаться на 1,5-2 п.п. ниже прогнозов в основном сценарии.

В случае реализации условий альтернативного сценария будут приняты меры по дальнейшему ужесточению денежно-кредитных условий. В целях обеспечения финансовой стабильности будут широко использоваться макропруденциальные меры. В ближайшие годы институциональное развитие будет осуществляться по следующим направлениям:

в части развития операционного механизма денежно-кредитной политики, будет детально проработан вопрос объявления с 2025 года условного прогноза основной ставки и его обсуждения с участниками рынка;

будут приняты меры по расширению объемов операций РЕПО, проводимых на денежном рынке, и формированию кривой доходности исходя из цены денег по разным срокам;

будут внедрены операции «овернайт процентные свопы» и формирование на их основе кривой доходности.

Согласно обновленным прогнозам основного сценария, общая инфляция в 2024 году ожидается на уровне 8-9%, базовая инфляции – около 7-8%.

Сценарий макроэкономического развития в текущем году будет зависеть от внешних экономических факторов и внутренних факторов макроэкономической стабильности – темпов структурных реформ, бюджетной дисциплины и эффективности денежно-кредитной политики.

В то же время принимаются меры по смягчению потенциального разового воздействия на внутренние цены в ближайшие месяцы, со стороны ожидаемых изменений некоторых регулируемых цен, последних изменений акцизного налога и налога на добавленную стоимость.

Основные внешние риски будут связаны с усилением глобальной фрагментации и более долгосрочным сохранением повышенных мировых инфляционных процессов.

Сохраняется динамика роста депозитов в национальной валюте, что способствует снижению уровня долларизации депозитов. Увеличение объема депозитов в национальной валюте объясняется высокими реальными процентными ставками по срочным депозитам.

Центральный банк продолжит тщательно оценивать влияние денежно-кредитных условий на совокупный спрос, цены, а также инфляционные ожидания и сосредоточит денежно-кредитные инструменты на формирование инфляции в границах прогнозного коридора и достижение среднесрочного таргета по инфляции.

В структуре кредитного портфеля наблюдается тенденция значительного роста розничных кредитов населению. Под влиянием положительных реальных процентных ставок высокими темпами растут депозиты, в том числе вклады населения.

По итогам 2023 года, основные финансовые показатели банковского сектора продемонстрировали стабильные темпы роста. Так, в частности, банковские активы увеличились относительно итогов аналогичного периода прошлого года на 12% и на конец 2023 года, составили 652,1 трлн.сумов. В том числе, чистый объем кредитных вложений коммерческих банков увеличились на 16% относительно итогов 2022 года и по итогам 2023 года составили 471,4 трлн.сум. Следует отметить, что в течении анализируемого периода, коммерческие банки внесли значительный вклад в создание благоприятной деловой среды для дальнейшего укрепление малого бизнеса.

В результате этого, объем выданных кредитов на развитые предпринимательства по итогам 2023 года увеличился на 13% по сравнению с итогов аналогичного периода предыдущего год и составил 16,40 трлн. сумов (в 2022 г.: 14,57 трлн. сумов). Вместе с увеличением активов банковского сектора, в течении анализируемого периода одновременно увеличились и депозитные услуги. Динамика роста депозитной базы банков показала, значительный темп роста. Так, по итогам 2023 года, объем совокупных депозитов в коммерческих банках увеличился на 9% по сравнению с итогами аналогичного периода прошлого года и достиг 241,69 трлн. сум. По итогам 2023 года объём вкладов физических лиц вырос на 36,79%, а юридических лиц увеличились на 1,12% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года.По итогам 2023 года, совокупный капитал отечественной банковской системы увеличился на 22% и составил 97,08 трлн.сум. По итогам 2023 года, среди банков не выполнивший минимальное требование к акционерному капиталу, установленное регулятором, является ДБ «Садерат» Иран, и АО «Пайтахт банк».

В целом, достигнутые по итогам 2023 года, уровни основных индикаторов деятельности отечественной банковской системы таких как: достаточность совокупного капитала банков, ликвидность банков, динамика объема депозитов, изменение объема кредитных вложений полностью соответствуют оценке высокого уровня.

Центральным банком Республики Узбекистан Методика расчета золотовалютных резервов ведется в соответствии со стандартами Международного валютного фонда. Золотовалютные резервы состоят из валютных активов и монетарного золота в слитках. В целях эффективного управления Центральным банком ведется раздельный учет как валовых, так и чистых золотовалютных резервов По итогам  2023 года чистый объем золотовалютных резервов Республики Узбекистан снизились на 3,36% по сравнению с итогам 2022 года и составил 34,56 млрд.долл.США. В частности, резервы в иностранной валюте 9,40 млрд. долл. США, и в чистом золоте 24,63 млрд.долл.США. Уменьшение международных резервов формировался в основном за счет роста цены на золото.

В Республике довольно широко развито система безналичных расчетов. Так на 1 января 2024 года через межбанковскую платежную систему проведено платежей в количестве 7 157 537 на сумму 522 216,43 млрд.сум, из них 69,80% платежей осуществлена мемориальным ордерам, 29,96% составили платежными поручениями.

Так, общего количества платежей по сравнении с соответствующим периодом прошлого года, платежей возросла на 20,19%. Так на 1 января 2024 года количество пользователей систем дистанционного банковского обслуживания составил   44 099 600 ед. в т.ч. юридические лица 1 339 609 ед. и физические лица 42 759 991 ед. или возросла по сравнению с итогами 2022 года на 46,99%.

Развитие безналичных расчетов на основе пластиковых карт в национальной валюте привело к росту количества выпускаемых в обращение пластиковых карточек, а также суммы безналичных платежей, осуществляемых через платежные терминалы, инфо киоски и банкоматы. Следует отметить, что внедрение в расчетах платежную систему «HUMO» также способствовало к росту общего количество выпущенных пластиковых карт. Так по состоянию на 1 января 2024 года, количество выпущенных в обращение пластиковых карт увеличились на 35,12% по сравнению с итогами 2022 года, и составило порядка 46,21 млн. штук. Вмести с этим, по итогам    2023 года общее количество установленных терминалов в торговых точках и предприятиях сервиса составило более 429 334 тыс. штук. По итогам 2023 года общее количество установленных банкоматов и инфокиосков (в том числе: ГУП Рз Инкассация и Платежные организации) составило более 26 655 штук. Из-за широкого применения пластиковых карт при оплате за ТМЦ, услуги, транспорта и т.д., по итогам 2023 года средств через платежные терминалы составил 254 719,13 млрд.сум. или рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 43,36%.