Методология и шкала рейтинга

Методика рейтинга платежеспособности страховых компаний

Введение
Настоящий отчет описывает рейтинговую методологию РА «РА «Ahbor-Reyting»», используемую для анализа кредитоспособности и финансовой устойчивости компаний страхования иного, чем страхование жизни. Рассматриваемая методология носит достаточно общий характер по некоторым аспектам, поскольку целью настоящего отчета является описание рейтинговой методологии, применяемой в общем плане. В частности, некоторые ключевые финансовые показатели могут отличаться в зависимости от рынка из-за различий в продуктах и системах бухгалтерского учета.

Методология
Анализ, проводимый РА «Ahbor-Reyting»», включает в себе оценку как текущего финансового положения рейтингуемой компании, так и возможных изменений ее финансового положения в будущем. Рейтинговая методология рассматривает как количественные, так и качественные факторы, хотя относительный вес каждого из этих факторов может различаться в зависимости от конкретных обстоятельств. Проводимый РА «Ahbor-Reyting» анализ включает обзор конкретной компании, а также макроэкономических тенденций, влияющих на отрасль в целом. Факторы, исходя из которых принимаются решения по рейтингам, могут различаться в зависимости от конкретной компании и обслуживаемого рынка.
Рейтинговая методология РА «Ahbor-Reyting» основывается на следующих шести областях анализа:
o Анализ отрасли;
o Анализ организационной структуры;
o Анализ операционной деятельности;
o Анализ команды руководства компании;
o Анализ корпоративного управления;
o Анализ финансовых показателей;

Анализ отрасли
Основная цель РА «Ahbor-Reyting» на данном этапе работы — определение существующих тенденций и динамики отрасли, изучение нормативно-правовой базы и ее изменение, какое влияние может оказать динамика отрасли на уровень рейтинга, который может достичь отдельная страховая компания, действующая в определенном сегменте отрасли. РА РА «Ahbor-Reyting» также использует отраслевой анализ для более точной оценки качеств конкретных страховых компаний, что позволяет агентству рассматривать их не только на абсолютной, но и на относительной основе.
Проводимая РА «Ahbor-Reyting» индивидуальная оценка компаний по страхованию иному, чем страхование жизни, на рынке сконцентрирована на следующем:
o Уровень конкуренции в конкретных секторах;
o Предпосылки для конкурентного преимущества компании в отрасли;
o Уровень доступа для вступления в отрасль и перспективы новых продуктов;
o Относительная способность страховой компании не идти на ценовые уступки клиентам и посредникам;
o Срочная структура рисков и способность принимать выверенные решения по ценообразованию, а также подверженность рискам крупных непредвиденных убытков;
o Нормативно-правовая среда и регулятивные требования к деятельности участников рынка страхования.

Анализ организационной структуры
Вне зависимости от формы собственности РА «Ahbor-Reyting», прежде всего, оценивает любого рейтингуемого эмитента как отдельно взятую компанию. Однако затем агентство проводит корректировку, учитывая отношения с аффилированными компаниями. Такая корректировка может быть значительной и зависит от следующих факторов:
o Финансовая устойчивость и финансовая гибкость материнской компании;
o Требования по выплате дивидендов и доступность взносов в капитал со стороны материнской компании;
o Потенциальная необходимость направлять капитал на поддержку проблемных аффилированных компаний;
o Сильные и слабые стороны дочерних компаний;
o Официальные гарантии или соглашения о поддержке, история поддержки применительно к аффилированным компаниям.

Анализ операционной деятельности
Обзор операционной деятельности, проводимый РА «Ahbor-Reyting», описывает сильные и слабые стороны конкурентоспособности конкретной компании, стратегию операционной деятельности и структуру бизнеса. В ходе анализа рассматривается как исторические данные, так и текущее положение бизнеса, а также ожидаемые изменения этого положения в будущем. Анализ операционной деятельности одним из наиболее важных моментов рейтингового процесса. Компании с устойчивыми балансовыми показателями и приемлемым уровнем рисков могут обладать финансовой стабильностью в краткосрочной перспективе. Однако для того, чтобы кредитоспособность и финансовая устойчивость могли поддерживаться на высоких уровнях в течение длительного времени, компания должна демонстрировать благоприятные характеристики операционной деятельности.
Процесс анализа операционной деятельности включает оценку следующих моментов:
o Каналы продаж и их структура;
o Виды бизнеса и изменения в структуре;
o Занимаемая доля рынка и перспективы роста;
o Узнаваемость торговой марки и размер клиентской базы;
o Эффективность расходов и масштаб операционной деятельности;
o Ассортимент продуктов и географический охват;
o Уникальные предложения за счет особых возможностей по андеррайтингу;
o Административные и технологические возможности.

Анализ команды руководства компании
Одним из наиболее сложных и при этом решающих аспектов в рейтинговом процессе РА «Ahbor-Reyting» является уровень доверия к управленческой команде рейтингуемой компании и заявленным стратегиям. Обзор команды руководства позволяет получить представление об общем стратегическом видении компании, долгосрочных задачах, финансовых прогнозах, готовности принимать риски, целевых ориентирах левереджа и стратегиях роста, которые могут включать приобретения и продажу бизнес-активов или создание новых предприятий. Не менее важными являются такие параметры, как степень опытности, текучесть руководящего персонала, планы преемственности, качество руководящих кадров второго уровня, организационная структура и подотчетность, возможности систем управления рисками.

Анализ корпоративного управления
Данный этап включает анализ процедуры управления компанией и контроля над компанией, порядок принятия корпоративных решений и систему мониторинга эффективности работы руководства. Поскольку высокий кредитный рейтинг, как правило, связан с высоким качеством клиентской базы, обычно предполагается соблюдение должного баланса между различными интересами всех заинтересованных лиц компаний по страхованию иному, чем страхование жизни (акционеров, владельцев страховых полисов, кредиторов, сотрудников и т.п.), и РА «Ahbor-Reyting» в ходе анализа определяет, действительно ли это так.

Анализ финансовых показателей
Финансовый анализ, проводимый РА «Ahbor-Reyting», представляет собой расчет многочисленных финансовых коэффициентов и других количественных показателей. Оценка этих показателей основывается на отраслевых нормах, конкретных рейтинговых ориентирах, данных за предыдущие временные периоды и ожиданиях агентства РА «Ahbor-Reyting» по конкретной рейтингуемой компании. Несмотря на то, что финансовый анализ является в большей степени анализом количественных показателей, толкование полученных результатов и определение их влияния на окончательный рейтинг включает существенные элементы субъективизма и качественной оценки.
РА «Ahbor-Reyting» изучает как регулятивную отчетность, так и финансовую отчетность, подготовленную по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Финансовый анализ компании имеет семь ключевых составляющих:
o качество андеррайтинга;
o прибыльность;
o инвестиции и ликвидность;
o достаточность резервов убытков;
o использование перестрахования (включая другие формы снижения рисков, такие как секьюритизация);
o достаточность капитала;
o финансовая гибкость.
При проведении анализа финансовых показателей РА «Ahbor-Reyting» будет придавать этим факторам различный вес в зависимости от ситуации конкретной компании.

Управление рисками компании и рейтинговый анализ РА «Ahbor-Reyting»
Анализ управления рисками предприятия включает следующие пять основных компонентов:
o Управление рисками;
o Готовность принимать риски, отслеживание рисков и информирование о рисках;
o Оценка рисков — использование экономической модели оценки капитала;
o Анализ операционных рисков, включая планирование по неизвестным рискам;
o Оптимизация рисков.

Прогноз по рейтингу
Для того чтобы указать наиболее вероятное направление, в котором рейтинг будет двигаться в ближайшие год-два, эксперты агентства РА «Ahbor-Reyting» дают прогноз динамики развития рейтинга; он может быть «Позитивным» («positive»), «Стабильным» («stable») или «Негативным» («negative»). Тот факт, что рейтинг имеет прогноз «Позитивный» или «Негативный» не означает, что изменение рейтинга неизбежно.
Аналогичным образом, если того требуют обстоятельства, рейтинг с прогнозом «Стабильный» может быть пересмотрен в сторону повышения или понижения еще до того, как прогноз динамики его развития изменится на «Позитивный» или «Негативный». В некоторых исключительных случаях экспертам агентства РА «Ahbor-Reyting» не удается выявить основное направление динамики развития рейтинга. Такому рейтингу присваивается прогноз «Развивающийся» («evolving»).
Присвоенные рейтинги помещаются в список Rating Watch (пересмотр рейтинга), который предупреждает инвесторов о том, что существует достаточно высокая вероятность изменения рейтинга. При этом также указывается вероятное направление такого изменения:
«Позитивный» (возможный пересмотр в сторону повышения), «Негативный» (возможный пересмотр в сторону понижения) или «Развивающийся» (рейтинг может быть повышен, понижен или оставлен без изменения). Как правило, изменение рейтинга происходит достаточно оперативно, после чего рейтинг удаляется из списка Rating Watch.

Национальная шкала рейтинга платежеспособности страховых компаний

Уровень рейтинга

ОПИСАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ

uzA++

Рейтинг страховой компании на уровне «uzA++» обозначает НАИВЫСШИЙ уровень платежеспособности Страховой компании с позитивными перспективами. Настоящий рейтинг выставляется Страховым компаниям, имеющим исключительно высокую способность по своевременному и полному выполнению своих обязательств и требований держателей страховых полисов. Это — самый высокий рейтинг платежеспособности  Страховой компании по национальной рейтинговой шкале.

uzA+

Рейтинг страховой компании на уровне «uzA+» обозначает ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ уровень платежеспособности Страховой компании со стабильными перспективами. Настоящий рейтинг выставляется Страховым компаниям, имеющим  очень высокую способность и потенциал по своевременному и полному выполнению своих обязательств и требований держателей страховых полисов.

uzA

Рейтинг страховой компании на уровне «uzA» обозначает ВЫСОКИЙ уровень платежеспособности Страховой компании. Настоящий рейтинг выставляется Страховым компаниям, имеющим  высокую способность и потенциал по своевременному и полному выполнению своих обязательств и требований держателей страховых полисов. Однако, изменения коммерческих, финансовых и экономических условий могут повлиять на способность Страховой компании  выполнять свои обязательства и требования держателей страховых полисов в большей степени, по сравнению с компаниями, имеющими более высокий уровень рейтинга.

uzВ++

Рейтинг страховой компании на уровне «uzB++» обозначает ПРЕМЛЕМЫЙ уровень платежеспособности Страховой компании с позитивными перспективами. Настоящий рейтинг выставляется Страховым компаниям, характеризующихся адекватной способностью своевременно и полностью выполнять свои обязательства и требования держателей страховых полисов. Однако, платежеспособность Страховой компании более чувствительна к воздействию изменений в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем Страховые компании с рейтингами уровня uzА.

uzВ+

Рейтинг страховой компании на уровне «uzB+» обозначает ДОСТАТОЧНЫЙ уровень платежеспособности Страховой компании со стабильными перспективами. В настоящее время, Страховая компания — обладатель рейтинга ‘uzB+’ своевременно и полностью выполняет обязательства и требования держателей страховых полисов. Однако, платежеспособность Страховой компании более чувствительна к изменениям в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем Страховые компании с  более высоким уровнем рейтинга.

uzВ

Рейтинг страховой компании на уровне «uzB» обозначает УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ уровень платежеспособности Страховой компании. В настоящее время, Страховая компания — обладатель рейтинга ‘uzB’ своевременно и полностью выполняет свои обязательства и требования держателей страховых полисов. Однако, запас “прочности”  платежеспособности Страховой компании ограничен и в значительной степени зависит от благоприятности и стабильности коммерческих, финансовых и экономических условий.

uzС++

Рейтинг страховой компании на уровне «uzС++» обозначает СРАВНИТЕЛЬНО НИЗКИЙ уровень платежеспособности Страховой компании с позитивными перспективами. Страховая компания — обладатель рейтинга ‘uzС++’ располагает возможностью для его улучшения. Способность Страховой компании своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства и требования держателей страховых полисов зависит от благоприятности и стабильности коммерческих, финансовых и экономических условий.

uzС+

Рейтинг страховой компании на уровне «uzС+» обозначает НИЗКИЙ уровень платежеспособности Страховой компании со стабильными перспективами. Способность Страховой компании своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства и требования держателей страховых полисов в значительной степени зависит от благоприятности и стабильности коммерческих, финансовых и экономических условий.

uzС

Рейтинг страховой компании на уровне «uzС» обозначает ОЧЕНЬ НИЗКИЙ уровень платежеспособности Страховой компании. Способность Страховой компании своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства и требования держателей страховых полисов полностью зависит исключительно от благоприятности и стабильности коммерческих, финансовых и экономических условий.

uzD

Рейтинг страховой компании на уровне «uzD» обозначает НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ уровень платежеспособности Страховой компании.  Вероятность наступления полной или частичной несостоятельности Страховой компании по выполнению своих обязательств и требований держателей страховых полисов оценивается чрезвычайно высокой.